Кейсы Казкенес
О вопросах повышения качества государственных услуг
16 марта 2023 года в соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года "Об общественных советах" и планом работы совета на 2023 год очередное заседание было посвящено теме "О вопросах повышения качества государственных услуг". Заседание совета открыл и провел председатель М. Избасов.
В совещании приняли участие заместитель руководителя аппарата акима области М. Абуов, руководители департамента Агентства по делам государственной службы по Атырауской области, Департамента юстиции, областного управления образования, Управления сельского хозяйства, Управления миграционной службы областного департамента внутренних дел, руководители самостоятельных отделов акимата города, представители СМИ.
Председатель комиссии Совета по "общественному антикоррупционному контролю, правоохранительным вопросам" А. Имангалиев ознакомил с итогами предварительно проведенной, изученной работы государственных учреждений по оказанию услуг населению.
Количество услуг, оказываемых местными исполнительными органами Атырауской области-171, со стороны "правительства для граждан" оказывается более 700 услуг населению. Единственный способ снизить и предотвратить коррупционные риски-это перевести государственные услуги в электронный формат. По итогам 2022 года Республика Казахстан заняла 28 место из 193 государств. В 2022 году местными исполнительными органами, подведомственными акимату Атырауской области, оказано порядка 5 миллионов услуг.
Члены совета из этих служб провели изучение жалоб со стороны общества и услуг с коррупционными рисками.
По услугам, касающимся вопросов земельных отношений:
1) в настоящее время почти все государственные услуги, связанные с Земельным кадастром, имеют проблемы. Причина в том, что неисправности в автоматизированной информационной системе государственного земельного кадастра препятствуют получению услуг и не позволяют потребителям в полной мере пользоваться своими правами. Данный вопрос увеличивает коррупционный риск.
2) Выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка.
Несмотря на то, что в городе Атырау нет детской игровой площадки, есть многоэтажные жилые дворы, где расположены объекты питания, развлечений, работающие в ночное время. Для каких целей были предназначены эти земли в период начала строительства данных объектов, почему в ходе изменения целевого назначения этих земель не был задуман вопрос безопасности населения, общественного спокойствия, или было принято решение в интересах представителей бизнеса? - вопрос волнует как членов совета, так и жителей. Данный факт является убедительным доказательством наличия коррупционных рисков при оказании государственных услуг.
3) предоставление земельных участков для строительства объектов в пределах населенного пункта.
В результате интервью с населением и мониторинга страниц социальных сетей было отмечено наличие теневых точек при оказании услуг. Недостаточно информирования населения, специальной разъяснительной работы.
4) приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не требующие проведения торгов (аукционов).
Права на земельные участки, предназначенные для подсобного хозяйства, не требующие торгов на прилегающие земельные участки и т.д. Однако встречаются и факты приобретения права на земельный участок с использованием данного вида деятельности, последующего использования этой земли под индивидуальное жилищное строительство. Например: в настоящее время земельный участок предоставляется гражданам, зарегистрированным в очереди на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в 2006 году. В 2015 году для получения земельного участка гражданину, зарегистрированному в очереди, необходимо более 10 лет с учетом текущих темпов, до 2033 года очередь будет ждать. Поэтому, используя данный вид деятельности, он получает земельный участок и строит индивидуальный жилой дом. Позже подает заявление в суд о легализации документов на жилье. Решение суда решается в интересах заявителя и вынуждает отделы земельных отношений узаконить землю. Здесь тоже есть обход закона, проявления коррупции.
По сфере образования:
5) прием документов в дошкольные организации и прием детей.
Данный вид деятельности осуществляется через сайт indigo-atyrau. В электронном формате, все открыто, есть граждане, оказывающие платные услуги на незаконной основе по размещению детей в дошкольных организациях.Хотя вопрос неоднократно поднимался на страницах информации, до сих пор не решен.
Следующий вопрос, который часто вызывает недовольство общества, - это привлечение иностранных граждан к работе.
В данном направлении акиматом области оказываются 2 вида государственных услуг.
6) выдача или продление справки иностранцу или лицу без гражданства о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства.
По данному виду деятельности иностранным гражданам предоставляется разрешение на ведение домашнего повара, садовода и домашнего хозяйства для жителей Казахстана. Однако, несмотря на ограничения, содержащиеся в разрешительных документах, фактов привлечения иностранных граждан к работам коммерческой направленности, в большинстве случаев-к строительным. Как следствие, привлечение неспециализированных рабочих не только снижает качество строительства, но и уклоняется от налогов до 250 МРП, которые должны уплатить в бюджет учреждения, привлекающие иностранную рабочую силу. В настоящее время в Атырауской области зарегистрировано около 37 тысяч иностранных граждан.
7) выдача или продление разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы.
Разница в заработной плате специально привлеченных специалистов из-за рубежа и местных специалистов давно обсуждается Атыраускими специалистами. Были времена, когда неоднократно перерастали в общественную напряженность. Разницу в заработной плате работодатели во многом объясняют высоким уровнем образования и квалификации иностранного специалиста. Однако перед выдачей разрешения на привлечение иностранного специалиста механизм проверки законности документов, подтверждающих его образование (дипломы, сертификаты), не предусмотрен. Так разве это не коррупция, основанная на привлечении иностранного гражданина к работе и оплате труда в больших количествах, финансовой выгоде? - это закономерно.
Заместитель руководителя аппарата акима области М. Абуов доложил о проделанной работе по оказанию государственных услуг.
Главный специалист Управления государственных услуг Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Атырауской области А. Абсиметов выступил с докладом на тему» Качество оказания государственных услуг: системные нарушения и меры по их предупреждению".
Департамент Агентства РК по делам государственной службы по Атырауской области, как уполномоченный орган, осуществляет государственный контроль и надзор за качеством оказания государственных услуг.
В свою очередь, можно выделить 5 видов нарушений, которые регулярно возникают в сфере оказания государственных услуг.
ПЕРВОЕ. Касательно фактов просрочки оказания государственных услуг.
Всего за 12 месяцев 2022 года в ходе проведения проверок государственных органов выявлено 435 фактов просрочки, предусмотренных стандартом.
ВТОРОЕ. Касательно фактов несоблюдения порядка оказания государственной услуги.
За 12 месяцев 2022 года в ходе проведения проверок государственных органов выявлено 357 фактов несоблюдения порядка оказания услуг.
ТРЕТЬЕ. Относится к фактам оказания услуг, хотя пакет документов неполный.
По итогам 12 месяцев 2022 года выявлено 80 фактов предоставления государственной услуги при неполном пакете документов, по которым определен Стандарт государственной услуги.
ЧЕТВЕРТОЕ. Касательно фактов необоснованного отказа в предоставлении государственной услуги.
За 12 месяцев 2022 года в ходе проведения проверки Департментом выявлено 14 фактов необоснованного отказа в оказании государственной услуги.
ПЯТОЕ. О несвоевременном повышении квалификации работников в сфере оказания государственных услуг.
По итогам 12 месяцев 2022 года Департаментом в ходе проведения проверок выявлено 36 фактов не повышения квалификации работников в сфере оказания государственных услуг, общения с инвалидами.
Отмечалось, что вышеуказанные нарушения произошли из-за ненадлежащего проведения работ, направленных на повышение качества оказания государственных услуг.
На вопросы членов Совета ответили представители государственных органов.
Члены Совета М. Кулушева, Ш. Изтелеуова, Р. Кумискалиев, С. Ускенбаев.
Председатель М. Избасов отметил, что затронуты актуальные вопросы по поднимаемой теме, принята резолюция с учетом предложений и направлений в компетентные учреждения, продолжена работа областного Общественного совета с системным продвижением задач контролера в пределах предоставленных ему полномочий.
Атырауский областной общественный совет
Файл не загружен
Общественный совет: Атырауской области