Кейсы Казкенес

Опыт участия общественных советов в проведении общественного мониторинга: кейсы


Опыт участия общественных советов в проведении общественного мониторинга: кейсы


1. Опыт г. Астаны

ОС г. Астана осуществили общественный контроль деятельности акимата г. Астана по стабилизации цен на социально значимые товары. Для стабилизации цен на эти товары на рынке столицы акиматом принимаются меры, в рамках которых по оборотному механизму субъектам предпринимательства были выделены займы на сумму 14 млрд тенге.

Данное финансирование обеспечивает реализацию продукцию по фиксированным ценам в 110 точках крупных торговых объектов города. Справочно: 8 крупных торговых объектов - «Магнум», «Астыкжан», «Вкусмарт», ТД «Акмол», «Анвар», «Аян», рынок «Шапагат» и «Сарыарка».

В рамках проведения общественного контроля Комиссия по вопросам бюджета, экономики и финансов ОС г.Астана запросила в ГУ «Управление по инвестициям и развитию предпринимательства г.Астана» информацию с целью проведения общественного мониторинга цен СЗПТ.

Члены ОС г. Астана осуществили в течении месяца (11 августа и 9 сентября 2022 года) мониторинг 8 торговых объектов. В ходе общественного мониторинга цен на товары СЗПТ в одной из сети Магнум была выявлена завышенная цена на масло подсолнечное «Маслозавод #1», 1 литр. При фиксированной цене 790 тенге на ценнике этого товара была установлена цена 999 тг, что выше на 26%. При этом торговая надбавка цен на социально значимый товар не должна превышать 15%.

Также было установлено завышение цены на мясо курицы, законтрактованного в рамках стабилизационных мер. Кроме того, при сравнении цен на овощи мониторинговая группа обратила внимание на низкое качество картофеля не пригодного к употреблению, закуп которого субсидировался из Стабилизационного фонда (далее - СтабФонд).

Члены общественного совета потребовали убрать с прилавка испорченный товар и сделала замечание представителю АО «Социально-предпринимательская корпорация «Astana» (далее - СПК). В одном из торговых объектов мониторинговая группа не обнаружила на прилавках весовой сахар, хотя контракт на поставку из СтабФонда имеется. После вопросов мониторинговой группы сахар вынесли на прилавок, пояснив, что не успевают фасовать товар в связи с повышенным спросом.

Из 8 торговых объектов только в одном мониторинговая группа заметила большой информационный стенд по товарам, реализуемым по фиксированным ценам. Население не осведомлено надлежащим образом о товарах, субсидируемых из СтабФонда.

По итогам мониторинга были выработаны замечания и рекомендации, которые озвучены на заседании ОС руководству ГУ «Управление по инвестициям и развитию предпринимательства г.Астана» и СПК. ГУ «Управление по инвестициям и развитию предпринимательства г.Астана» и СПК приняли данные рекомендации в работу.

2. Опыт Акмолинской области

ОС Акмолинской области применил общественный мониторинг при изучении деятельности субъектов малого бизнеса на предмет соблюдения норм безопасности жизни и здоровья граждан (наличия газовых баллонов в кафе, др. объектах общественного питания, находящихся в жилых многоквартирных домах в г. Кокшетау), проблемных вопросов формирования заработной платы в тарифах предприятий энергетики, тепло/водоснабжения и/или водоотведения, субсидирования сельхоз товаропроизводителей Акмолинской области, использования бюджетных средств, выделенных на развитие деятельности ФК «Окжетпес» и ХК «Арлан».  Примечательно, что по итогам проведенного контроля, одно из предприятий системы ЖКХ повысило заработную плату своим контролерам, а из средств республиканского бюджета на поддержку сельхоз товаропроизводителей области были выделены дополнительные субсидии.

3. Опыт Созакского района Туркестанской области

В июне 2022 года районный ОС Созакского района Туркестанской области поднял вопросы о необходимости проверки качества льготного горючего для сельскохозяйственной техники. В ОС Созакского района обратилось крестьянское хозяйство, испытывающее периодические технические сбои в работе сельхозтехники. Данную проблему граждане связывают вероятностью разбавления водой льготного горючего (солярки), реализуемого на местной заправочной станции.

В ходе общественного мониторинга был установлен факт завышения стоимости реализации льготного горючего. Вместо 195 тенге за 1 литр льготного горючего крестьянское хозяйство вынуждено закупать по 220 тенге. Кроме того, проведен опрос жителей района по текущим проблемным вопросам, в ходе которого установлено, что в районе имеется нехватка сенокосных комбайнов и в период кампании комбайн арендуют из соседнего Байдибекского района.

Данные вопросы были озвучены в ходе заслушивания отчета руководителя отдела предпринимательства и сельского хозяйства акимата Созакского района.

Все рекомендации и вопросы направлены отделом предпринимательства и сельского хозяйства акимата Созакского района в ГУ «Управление сельского хозяйства Туркестанской области», которое приняло данные вопросы в работу.

4. Опыт Министерства внутренних дел РК

Общественный контроль деятельности полиции осуществлен ОС по вопросам Министерства внутренних дел. Одним из болезненных для граждан вопросов является точечная тесная застройка в столице без учета развития социальной инфраструктуры. Данные вопросы создают социальную напряженность среди населения и для обеспечения безопасности и правопорядка привлекается полиция.

В рамках общественного мониторинга районов города, страдающих точечной застройкой, ОС по вопросам деятельности МВД провел анализ актуальных проблем.

По данным ОС МВД, неравнодушные жители, разочаровавшись и отчаявшись из-за нерешенности вопросов беспорядочной застройки районов, совместными усилиями стали создавать “Инициативные группы” для защиты своих законных прав и интересов.

По г. Астана сегодня насчитывается более 13 инициативных групп, которые пытаются решить проблемы уплотнения строительства и отсутствия социально значимых объектов.

Так инициативная группа «SOS Целиноград» поднимает вопрос по благоустройству свободного участка 1,5 Га (ул. Кумисбекова - ул. Косшыгулулы) под сквер, детские и спортивные площадки, и выступают против строительства на этом месте четырех 21-этажных башень и 2 бизнес-центров.

В Генплане города на этом месте запланированы зеленые насаждения и детские сады. На этот микрорайон (19 тыс. чел.) имеется всего 1 детский сад на 280 мест, но при этом на участке запланировали возведение четырех высотных жилых дома.

ОС по вопросам деятельности МВД запросил выкопировку из ПДП в целях сравнения с Генпланом, однако запрос был проигнорирован. Выезд членов ОС МВД на объект показал отсутствие паспорта объекта.

На нарушения акимат не реагирует, прокуратура пересылает все запросы ОС обратно в акимат, который в своем ответе незаконно ссылается на то, что запрашиваемая в рамках общественного контроля информация исключительно для служебного пользования.

ОС МВД уверены, что ситуация усугубит социальное напряжение в этом районе в случае завершения застройки, так как в данном микрорайоне плотность населения увеличится с 19 тыс. до 25 тыс человек.

Данное население будет проживать там без социальной инфраструктуры. Кроме того, возрастет вероятность повышения уровня преступности в плотно заселенных районах города.

В рамках задач общественного контроля ОС МВД привлек к своей работе Агентство по противодействию коррупции РК в целях анализа наличия коррупционных рисков и, в последующем, отмены всех незаконных решений, создающих предпосылки обострения социального напряжения.

Также на площадке ОС по вопросам деятельности МВД поднимаются вопросы о слабом материально-техническом оснащении местной полиции,  о правовой и социальной незащищённости полицейских, 

 Также ОС МВД посвятили несколько заседаний вопросам семейно-бытовому насилия. Были рассмотрены вопросы должного реагирования полиции на вызовы, поступающих от граждан, а также наличия кризисных центров.

Данный момент вырабатываются рекомендации по изменениям законодательства в целях криминализации и ужесточения наказания за подобные правонарушения. По данному направлению также работают ОС местного уровня.

5. Опыт г. Алматы

ОС г. Алматы провел мониторинг туристических центров города по итогам которого предоставил следующее заключение.

В городе функционируют 5 модульных туристических информационных центров. Они расположены в парке Первого Президента, в парке 28 Панфиловцев, на пересечении Абая, Достыка и на Атакенте.

Благодаря тому, что комплексы являются мобильными, порой меняется расположение модулей. Так, например, туристический визит центр на ТЦ Есентай перенесли в парк Первого Президента. Хоть это достаточно хорошая практика, но создаются трудности с техническим обустройством модуля на новом месте.

В функции информационных туристических центров входит информирование туристов о достопримечательностях и событиях города, раздача брошюр и карт города. Консультанты работают с 10.00 до 20.00. 

В дальнейшем в центрах планируются подключить туалеты. В целом, информцентры, конечно же, нужны городу. Тем более это мировая практика. Но места для расположения модулей должны постоянно мониториться, исходя из потока людей, состава и их интереса. Мало людей осведомлены о деятельности центров. Следует расширить и функционал самих центров, который мог бы служить информационным хабом и по многим другим вопросам. На сегодняшний день загрузка этих центров не такая полная, как хотелось бы.

Также по брошюрам и картам нужно постоянное обновление, так как названия улиц и некоторые маршруты устаревшие. В рамках цифровизации следует также усилить наполнение информацией онлайн ресурсы, в частности сайт турцентра, социальные сети, геоприложения и так далее.

Сделать виртуальный визит центр более информативным, чтобы они могли в дальнейшем заменить физические турцентры или хотя бы дополнить их.

Данные по итогам общественного мониторинга рекомендации приняты в работу ГУ “Управление туризма города Алматы”.

6. Опыт г. Тараз, Жамбылская область

1) В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 мая 2007 года «О безопасности и охране труда» Таразский городской Общественный совет провел мониторинг соблюдения безопасности труда на предприятиях города, сохранения здоровья и жизни работников, населения в целом, с целью выявления причин и последствий проблем, связанных с актуальными вопросами. На предприятиях на территории города за последние три года зарегистрировано 67 несчастных случаев. Всего пострадало 89 человек, из них 21 человек погиб, 31 человек тяжело ранен.  Количество травм, увечий и даже смертельных исходов на производстве не уменьшается. Только за полугодие 2022 года на опасных производственных объектах города Тараз зарегистрировано 19 происшествий, в результате аварии пострадали 19 человек, из них 6 попрощались с жизнью и 8 получили серьезные травмы.

Как показал анализ, основными причинами аварий на производственных объектах являются нарушение требований промышленной безопасности, высокий моральный и физический износ используемого оборудования, низкая производственная и трудовая дисциплина работников.

Больше всего страдают те, кто работает в химической, металлургической промышленности и строительстве, коммунальной и бюджетной сферах. Рабочие и служащие часто получают травмы на рабочем месте. Есть много людей, которые получают травмы от взрывов и работающего оборудования.

По последним 3-летним показателям частые несчастные случаи зафиксированы следующих организациях: государственное коммунальное предприятие «Жамбылская областная станция скорой помощи» (8 случаев), ТОО» Казфосфат» (4 случая), ТОО «Жасыл-Ел Тараз» (3 случая), государственное коммунальное предприятие «Жамбыл Су» (2 случая).

2) Общественным советом г.Тараз был проведен мониторинг состояние железнодорожная отрасли. В 2020 и 2021 годах на территории города Тараз, подведомственного Жамбылскому отделению Казахстанской железной дороги, произошло выбивание подвижным составом 4 человека. В результате инцидента погибли 3 человека, 1 человек госпитализирован в тяжелом состоянии. К сожалению, двое из погибших-дети 1,5 и 4 лет, одна пожилая женщина. За два года произошло 3 факта выбытия тепловоза и вагонов с железных дорог, 3 факта драки автотранспортом на развязках. Результаты мониторинга показали причинами происшествии является неосторожность железнодорожных узлов, неосторожные действия подростков, бесконтрольный пас домашнего скота. Содержание, ремонт подавляющего большинства из 80 подъездных путей, действующих на территории города, вызывает большую критику. На протяжении многих лет существует множество подъездных путей, которые не принимают ни одного вагона, с гнилыми деревянными обшивками, ржавыми стрелочными переводами, несмазанными, необслуживаемыми, когда-то переходящими в частную собственность.

3) ОС города Тараз сформированы мониторинговые группы с целью изучения проведенных мероприятии в рамках Года детей. 20-27 июня 2022 года мониторинговая группа посетила организации образования, здравоохранения, спорта и физической культуры города Тараз.   Членов Общественного совета интересовало какие мероприятия способствуют возможности детям получить хорошее образование, какие льготы предоставляются детям с ограниченными возможностями, какие программы разработаны для ухода за детьми, оставшимися без родителей. Также не остались без внимания вопросы развития инфраструктуры для детей и детской индустрии.

В ходе мониторинга выявлены следующие сведения: по данным управления здравоохранения акимата области, за первые пять месяцев 2022 года в городе Тараз родились 6453 ребенка, из них 67 новорожденных не дожили до годовалого возраста. Показатель младенческой смертности на 1000 человек составляет 10,4 человека. Показатели младенческой смертности в «Almaz Medical Group» и городской поликлинике №9 еще выше. Здесь детская смертность составляет 15-16 на каждые 1000 младенцев. 

В городе на учете состоят 1546 детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в лечении. Доля этого показателя в численности всех детей в нашем городе составляет 1,17 процента. Из них 180 страдали аутизмом, 1342-параличом.

В связи с объявлением главой государства К.К.Токаевым «Года детей» в регионах особое внимание уделяется поддержке детей, обеспечению качественным образованием, развитию инфраструктуры, укреплению здоровья детей с ограниченными возможностями.

Одним из свидетельств этого является реабилитационный центр «Қамқорлық», открытый на базе многопрофильной детской больницы города для получения реабилитационного лечения больных с врожденными и заболеваниями нервной системы. В прошлом году в центре плановое лечение приняли 1755 детей в возрасте до 18 лет. За 5 месяцев текущего года прошли реабилитацию 903 детей (320 детей ДЦП, 294 неврологических, 289 детей ортопедических от травматического воздействия). Следует отметить, что в результате указанных лечебных мероприятий психоэмоциональное состояние многих пациентов стабилизировалось и отмечено множество положительных изменений.

На сегодняшний день в общей сложности в 131 системе дошкольного образования города имеется 45 государственных детских садов и 17 мини-центров, 68 частных детских садов и 1 мини-центр, функционирующих через госзаказ. В государственных организациях воспитывается 11589 детей, в частных организациях - 8009 детей, в дошкольных организациях - 19599 детей.

Тем не менее, в городе до сих пор не решен вопрос о востребованности мест в детских садах для малыша. На сегодняшний день в очереди в детский сад по городу стоят 19700 детей.

В ходе мониторинга было установлено, что в некоторых спортивных залах не было ни тренеров, ни детей во время утвержденного расписания тренировок. А по словам руководителей спортивных объектов, посещаемость детьми тренажерных залов во время летних каникул учащихся резко снижается. Однако трудно поверить, что около 1000 подростков, зачисленных в спортивную школу, покинули город почти одновременно. Например, в спортивной школе №1, которая обучает спорту 930 подростков по списку, члены мониторинговой группы не могли видеть ни одного спортсмена или тренера, тренирующегося в дневное время, потому что двери залов были заперты.

7. Опыт Кызылжарского района, Северо-Казахстанская область

ОС Кызылжарского района Северо-Казахстанской области осуществил общественный контроль по вопросам качества оказываемых медицинских услуг в районе.

Население интересуют вопросы обеспеченности медицинскими кадрами узкой специальности, получения льготных лекарств, особенно для проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, вопрос поступления лекарств в медицинские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) сельских округов, оказания бесплатной стоматологической помощи в рамках ОСМС и многое другое.

В мае, июне и августе 2022 года ОС Кызылжарского района заслушивал отчет руководства Кызылжарской центральной районной больницы (ЦРБ) о качестве предоставления государственных услуг в медицинском обслуживании населения района.

 В 5-ти центрах сельских округов района, работала мониторинговая группа из числа членов ОС, по проведению общественной экспертизы и выявлению мнения населения о качестве медицинского обслуживания.

Эта же группа провела анкетирование людей пожилого возраста во всех сельских округах района, на предмет их отношения к медицинскому обслуживанию и выявлению существующих недостатков.

Анализ анкет помог сформулировать те проблемы, на которые руководству ЦРБ необходимо обратить первостепенное внимание.

По данному вопросу ОС Кызылжарского района рекомендовал:

Руководству КГП на ПХВ «Кызылжарская районная больница» взять на особый контроль устранение существующих проблем и качество предоставления государственных услуг. 
Принять меры по оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг в соответствии с законодательством РК в сфере информатизации.
Учитывая имеющиеся законодательные и технические возможности оказания госуслуг, оказываемых через портал «электронного правительства», принять необходимые меры по их популяризации в СМИ и социальных сетях, тем самым, информировать услугополучателей о возможностях упрощенного порядка оказания госуслуг.  
Информировать население района по государственным медицинским услугам, бесплатным услугам частных клиник и кабинетов, оказываемых в рамках ОСМС, через районные газеты, социальные сети и проведение «Дней открытых дверей».

Не допускать нарушения сроков оказания, государственных услуг, обратить внимание на  их  своевременную регистрацию.  
Улучшить процедуру получения льготных лекарств, особенно для проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, для чего решить вопрос поступления лекарств в медпункт населенного пункта.
Упростить запись к врачу узкой специальности.
Повысить культуру общения медицинского персонала с пациентами.
Укомплектовать поликлинику врачами узкой специальности. Продолжать работу по привлечению в ЦРБ профессиональных медицинских кадров, узких специалистов-медиков.
Решить вопрос оказания бесплатной стоматологической помощи в рамках ОСМС, хотя бы для ветеранов и пенсионеров (лечение, удаление).
Обеспечить центральные населенные пункты сельских округов социальными аптеками, а ФАП лекарственными препаратами. В целях решения ситуации с поступлением бесплатных лекарств, для пациентов, стоящих на учете, предлагается провести процедуру смены поставщика «СК-Фармация».
Проработать вопрос укомплектования районной больницы новейшей диагностической аппаратурой.
Рекомендации приняты к сведению КГП на ПХВ «Кызылжарская районная больница» и находятся на контроле ГУ “Управление здравоохранения акимата Северо-Казахстанской области”.

8. Опыт Коксуского района, Жетысуская область

ОС Коксуского района Жетысуской области проведен общественный мониторинг качества оказания государственных услуг в отделах, сельских округах.

По данным реестра 174 услуги, 62 из которых предоставляются районом. За I полугодие 2022 года местными исполнительными органами Коксуского района оказано в общей сложности 3307 услуг, в том числе 2790 или 84,37% государственных услуг оказано в электронной форме, 192 или 5,81% в бумажной форме.

В феврале, марте и апреле этого года по разным причинам нарушались сроки оказания госуслуг.

В частности, в феврале были определены два отдела в ЖКХ и Собезе.

10 государственных услуг, в том числе 5 услуг «Регистрация и постановка в очередь граждан, нуждающихся в жилье из государственного жилищного фонда или арендное жилье, местным исполнительным органом из частного жилищного фонда» не были получены по причине сбоя в работе базы данных.

5 услуг, в том числе 2 услуги «Обеспечение инвалидов глухо-тифотехническими и обязательными гигиеническими средствами», 2 услуги «Оформление документов на оказание протезно-ортопедической помощи инвалидам», 1 «Обеспечение инвалидов санаторно-курортным лечением» госуслуги своевременно не выполнялись по техническим причинам и были своевременно сняты с реестра просроченных услуг.

В марте т.г. в связи с несвоевременным доступом к базе данных "Е-лицензирование" (доступ к базе данных) нарушены сроки 2-е государственной услуги "Получение разрешения на рубку деревьев" от отдела жилищно-коммунального хозяйства.

Причина задержки – несвоевременное открытие базы данных специалистом, назначенным для оказания государственных услуг.

9 дней на 1 услугу и 2 дня на 28 дней. Руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Коксуского района за просрочку государственной услуги, оштрафован на 64 000 тенге.

К дисциплинарной ответственности привлечен специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Коксуского района.

В Мукринском сельском округе отсутствует звонок вызова персонала для инвалидов. После замечания данный недостаток был устранен.

В центре занятости не было информационной доски, после замечания мониторинговой группы нарушение устранено.

В аппарате акима Енбекшинского сельского округа выявлены некоторые недостатки, которые также были устранены.

Во всех акиматах сельских округов Коксуского района, общеобразовательных школах, детских садах, акиматах обслуживания, районных ЦОНах и местных исполнительных органах района (отдел спорта, центр занятости, отдел занятости и социальных программ) создано 54 уголка самообслуживания с необходимым оборудованием.

Налажена ежедневная связь с районным центром обслуживания населения, посредством которого на ежедневной основе отслеживается уровень удовлетворенности клиентов, соблюдение законодательства государственными органами при оказании услуг и уровень удовлетворённости клиентов.

Устранение всех выявленных замечаний в ходе общественного мониторинга контролировались акиматом Коксуского района и Департаментом Агентства по делам государственной службы области.

Файл не загружен


Общественный совет: -