Новости Казкенес
подведя итоги года
ПОДВЕДЯ ИТОГИ ГОДА …
Завершился еще один календарный год, который ознаменовался определенными достижениями в социально-экономическом развитии, новшествами в общественно-политической и культурной жизни района.
В свою лепту в эти достижения внес и Общественный совет Актогайского района, который призван: представлять интересы гражданского общества и учет мнения общественности при обсуждении и принятии решений на местном уровне, развивать взаимодействие органов местного государственного управления и самоуправления, а также субъектов квазигосударственного сектора с гражданским обществом, организовать общественный контроль и обеспечивать прозрачность деятельности органов местного государственного управления и самоуправления, а также субъектов квазигосударственного сектора.
Завершившийся год ознаменовался активной работой Общественного совета и его членов в рассмотрении важных вопросов социально-экономического развития и общественно-культурной жизни района.
Решение их обусловила, в свою очередь, динамичное развитие района, снятие определенных социальных проблем, активизацию участия граждан в принятии решении.
Так, в минувшем году проведено 6 заседаний Общественного совета, на которых в общей сложности приняты 11 рекомендации. Были рассмотрены вопросы: «Отчет отдела финансов Актогайского района по исполнению бюджета района по итогам 2022 года», «Отчет отдела экономики и бюджетного планирования «О мерах направленных на повышение уровня благосостояния и создание комфортных условии для жизни сельских жителей Актогайского района», «О работе отдела предпринимательства и сельского хозяйства Актогайского района по повышению качества оказания государственных услуг населению», «Об отчетах соответствующих государственных органов по подготовке к зимнему периоду 2023-2024 годов», «О работе отдела экономики и бюджетного планирования по формированию бюджета Актогайского района на 2024-2026 годы», «Об отчете районного отдела реального сектора экономики по удовлетворению заявлении очередников на получение жилья из государственного жилищного фонда», «О работе районной больницы по повышению качества оказания медицинских услуг жителям района», «Отчет отдела реального сектора экономики района «О принимаемых мерах по ликвидации стихийных свалок», «Отчет ГКП Актогайского отдела ГПК на ПВХ «Павлодарская областная ветеринарная станция» управления ветеринарии Павлодарской области «О принимаемых мерах по профилактике сибиреязвенных заболеваний, в том числе благоустройства сибиреязвенных захоронений и установления санитарно- защитных границ» и т.д.
Согласно, подпунктов 3, 4, 4-1 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об общественных советах», Общественный совет района в своей деятельности активно использует действенную форму работы, как заслушивание отчетов руководителей государственных органов района. В соответствии вышеуказанных подпунктов статьи, ОС имеет право обсуждать: отчеты исполнительных органов о достижении целевых индикаторов; администратора бюджетных программ о реализации бюджетных программ, об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), о поступлении и расходовании денег от благотворительности; результаты мониторинга реализации планов развития товариществ с ограниченной ответственностью.
Так, в течение года были заслушаны отчеты: руководителя аппарата акима Актогайского района «Об итогах оказания государственных услуг исполнительными органами района по итогам 2022 года», руководителя отдела реального сектора экономики «О мерах по уменьшению воздействия гнуса в прибрежных населенных пунктах Актогайского района», руководителя отдела образования «Об организации летнего отдыха школьников», акима Караобинского сельского округа и руководителя районного отдела экономики и бюджетного планирования «По повышению качества оказания государственных услуг населению» и др.
Следует отметить, что эффективность работы Общественного совета заключается в реализации принятых рекомендаций. За исполнением рекомендаций, в соответствии пункта 2 статьи 5 вышеуказанного Закона, установлен строгий контроль.
Перечислю для наглядности, лишь несколько эпизодов из рекомендации, в результате которых: на местах акимы сельских округов в обязательном порядке стали подключать при формировании предстоящего трехлетнего бюджета, членов местного сообщества, более эффективно стали расходоваться бюджетные средства, государственные гранты для развития предпринимательства в приоритетном плане начали выдавать тем, кто предлагает проекты по открытию производств, перерабатывающих предприятий и сферы оказания услуг, начали опубликовывать на страницах районной газеты списки очередников на получение жилья из государственного жилищного фонда, увеличивается доля оказания госуслуг через портал электронного правительства или в электронном формате и т.д..
Все это является результатом слаженной работы Общественного совета и государственных органов района.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 5 Закона РК «Об общественных советах», в полномочия общественных советов, образуемых органами местного государственного управления, входит участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О правовых актах».
Хочу заметить, что исключение составляют проекты нормативных правовых акимов, предусматривающих принятие решений об установлении (отмене) карантинной зоны с введением карантинного режима на соответствующей территории, установлении (снятии) карантина и (или) ограничительных мероприятий в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии, а также объявление чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Действуя на основе вышеуказанного требования Закона, Общественным советом района за истекший год проведено экспертиза 59 нормативно-правовых актов, по двум из них внесены поправки.
Хочу напомнить, что до сентября месяца 2023 года, в соответствии с пунктами 55-64 Типового положения об Общественном совете, утвержденном приказом Министра информации и общественного развития РК № 69 от 26 февраля 2021 года, рассмотрение общественными советами проектов НПА осуществлялся нарочным путем (на бумажном носителе) либо посредством электронной почты.
Но, в 2023 году, в действующее законодательство о правовых актах, были внесены некоторые поправки, направленные на установление порядка публичных обсуждений консультативных документов и проектов законов с общественными советами.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона «О правовых актах», местные представительные и исполнительные органы уведомляют общественные советы о размещении на интернет- портале открытых нормативных правовых актов консультативного документа или соответствующего проекта нормативного правового акта, касающегося прав, свобод и обязанностей граждан, для его публичного обсуждения.
Согласно вышеуказанным изменениям, теперь органы-разработчики направляют в общественные советы уведомление о размещении консультативного документа на интернет- портале открытых НПА для получения рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 рабочих дней.
Разработчики рассматривают замечания и предложения пользователей информации в течение 3 рабочих дней после их опубликования в виде комментария на интернет- портале открытых НПА. Решение разработчика о принятии либо отклонении замечания и (или) предложения пользователя информации должно быть мотивированным, конкретным, без общих обоснований, положений декларативного характера и опубликованным под поступившим комментарием.
Рекомендации общественного совета представляют собой письменную позицию всего состава общественного совета, которые носят рекомендательный характер и являются обязательными приложениями к проекту нормативного правового акта до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.
Срок, устанавливаемый для представления рекомендаций по консультативному документу, проекту нормативного правового акта, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан, не может быть менее десяти рабочих дней, с момента получения общественным советом уведомления об их размещении на интернет- портале открытых нормативных правовых актов.
В случае несогласия с рекомендациями орган-разработчик формирует позицию с обоснованием причин несогласия. В течение десяти рабочих дней разработчик размещает в интернет- портале открытых НПА соответствующее письмо в общественный совет.
Так, с сентября истекшего года все разработчики нормативно- правовых актов проекты документов размещают на портале открытого НПА, для публичного обсуждения, что позволяет всем членам Общественного совета принять участие в их обсуждении. Итогом обсуждения является рекомендация ОС.
Важным рычагом деятельности общественных советов является проведение общественных слушаний по животрепещущим вопросам общественной жизни. В истекшем году были проведены два общественных слушаний по вопросам улучшения качества оказания государственных услуг и подготовки к зимнему отопительному сезону.
По итогам общественных слушаний были приняты рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных органов по рассмотренным вопросам.
Одним из принципов общественных советов является публичность их деятельности. В этом плане Общественный совет района широко использует возможности средств массовой информации, социальных сетей и официальных сайтов государственных органов, для придания гласности проводимую работу.
Так, в 2023 году на страницах районной газеты «Ауыл тынысы», на сайте Kazkenes, на специальной странице сайта районного маслихата, на аккаунтах в социальных сетях были размещены 23 различных материалов, рассказывающих о деятельности Общественного совета района. Среди них материалы об итогах полугодовой и годовой деятельности, о заседаниях и общественных слушаниях, а также о принятых рекомендациях Общественного совета.
При общественном совете работают три комиссии (по вопросам сельского хозяйства, финансов и развитию предпринимательства; социальной сферы и общественного согласия; обеспечения прав, законных интересов граждан и противодействия коррупционным проявлениям). Каждая комиссия работала в соответствии их плана, рассматривали вопросы, совершали рейды, проводили мониторинги по различным аспектам общественной жизни района. Так, были проведены рейды по проверке работ школьных лагерей и организации там питания, совместно с депутатами раймаслихата проверяли готовность котельных к зимнему отопительному сезону, заслушивали отчеты госорганов о профилактической работе по противодействию коррупции и т.д.
В нынешнем году завершается срок полномочии данного состава Общественного совета. И хочу выразить благодарность всем членам за активное участие в его деятельности и надеюсь, что их энергии и ответственности хватить для плодотворной работы в завершающем году созыва.
Агзам НУРГАЗИН, председатель Общественного совета Актогайского района.