Новости Казкенес

«Общественный контроль в деятельности Общественных советов: практика и проблемы»


Шунеев Салимбай Егембердиевич – Председатель Общественного совета АФМ РК.

«Общественный контроль в деятельности Общественных советов: практика и проблемы».

02 апреля 2024 года вводится в действие Закон Республики Казахстан «Об общественном контроле».

Это очень важный закон, требующий особого внимания, в том числе со стороны Общественных советов.

В самом начале, хочу заметить, что изначально, Общественный совет АФМ определил свою Миссию – стать реальной «Диалоговой Площадкой» между гражданами, бизнес-сообществом и государственным органом, в рамках определенной Главой Государства политики «Слышащего Государства».

Исходя, из этого принципа и строится работа Общественного совета АФМ РК.

Естественно, в работе Общественного совета используются механизмы Общественного Контроля.

Считаем, что данный Закон также усилит законодательную базу деятельности Общественных советов.

Вместе с тем, считаем, что неплохо было бы провести разъяснительную работу, выработать на основе данного закона «методологические указания» - методичку для широкой общественности, и для субъектов Общественного контроля.

Как мы, понимаем, подписанный Главой Государства, вышеуказанный закон, дает массу новых функций и полномочий Общественного контроля.

Потенциал Общественного контроля в рамках данного закона, поистине велик и огромен. Особенно на местах, в регионах.

Общественность может взять на свой контроль, очень широкий круг жизненно важных направлений.

То есть, почва для широкого внедрения Общественного Контроля и реализации данного Закона, у нас имеется обширная.

Главное, научится правильно и эффективно пользоваться полномочиями Общественного контроля, указанными в данном законе.

Возможно, депутатскому корпусу, как представительной, законодательной власти, необходимо взять на себя функции разъяснения положений принятого закона «Об Общественном Контроле».

Согласно, положениям закона «Об Общественном Контроле» - не обязательно быть депутатом или членом Общественного совета, для реализации Общественного контроля.

В Законе, в статье 1, в подпункте 5) указаны субъекты общественного контроля:

– граждане Республики Казахстан;

- некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, за исключением религиозных объединений;

- иные субъекты, которым предоставлены полномочия на осуществление общественного контроля в соответствии с законами Республики Казахстан;

Как Председатель Общественного совета АФМ РК и как юрист, я понимаю, что Общественные Советы отнесены в состав «иных субъектов…»

Однако, думается было бы правильным выделить в законе - Общественные советы, как отдельный субъект Общественного контроля, наряду с гражданами и Некоммерческими организациями.

Если говорить о Проблемах Общественного контроля, то одна из проблем, мне видится по ОБЪЕКТАМ Общественного контроля.

Статья 8 Закона определяет «Права и обязанности объектов общественного контроля».

Однако, мне кажется, на первых порах, есть вероятность, что Объекты Общественного контроля, могут неоднозначно воспринять попытки Осуществления Общественного контроля. Слабо понимать и использовать свои Права и Обязанности, по данному Закону.

На данный момент, до вступления закона в силу, по Объектам Общественного контроля необходимо провести Широкую Разъяснительную и Методологическую работу, дать Правовые Рекомендации по таким Правам, указанным в Законе:

  • Как  получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и итоговый документ;
  • Как использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан;
  • Как требовать соблюдения мер безопасности при осуществлении общественного контроля на объекте общественного контроля;
  • Как и в каких случаях Объекты могут отказать в посещении территории и помещений объекта общественного контроля в случаях;
  • Как обращаться к субъектам общественного контроля для инициирования проведения общественного контроля;

  По таким Обязанностям как:

  • КАК  соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы субъектов общественного контроля;
  • КАК обеспечивать доступ субъектов общественного контроля к территории и помещениям объектов общественного контроля на основании и в порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан;
  • КАК обеспечивать доступ к информации о своей деятельности,  и рассматривать запросы субъектов общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о доступе к информации;
  • КАК принимать необходимые меры по соблюдению представителями объектов общественного контроля общепринятых морально-этических норм поведения при осуществлении общественного контроля;
  • КАК обеспечивать безопасность субъектов общественного контроля в соответствии с установленными нормативами для данного объекта общественного контроля;
  • КАК рассматривать и принимать решения по итоговому документу, а также направлять мотивированные ответы;
  • КАК размещать итоговый документ, а также мотивированные ответы на своих интернет-ресурсах;
  • КАК информировать субъект общественного контроля о согласии на посещение территории и помещений объекта общественного контроля в соответствии с настоящим Законом.

Все вышеперечисленное это права и обязанности, указанные в Законе.

Необходимо четкое понимание этих прописанных ПРАВ и ОБЯЗАННОСТЕЙ.

Иначе, без разъяснительной Работы, после вступления закона в силу. это может вызвать сильное непонимание и недоверие между Субъектами и Объектами Общественного контроля.

Это вопрос не только Разъяснения Закона, но и вопрос профилактики и предупреждения социальной напряженности.

В тоже время, немного хочется осветить Практику Общественного Контроля, на примере нашего Общественного совета АФМ.

Говоря о Практике Общественного Контроля – могу отметить, что одним из важнейших инструментов Общественного контроля Общественного совета АФМ РК является заслушивание отчетов первых руководителей территориальных ДЭР.

Данные Отчеты, в обязательном порядке анализируются Общественным советом и путем публикаций на сайте Казкенес и Социальных сетях доводиться до сведения граждан и бизнес-сообщества, в целях получения обратной связи и более широкого учета общественного мнения.

Так, Общественный совет, по результатам Общественного контроля, опираясь Анализ Оценок мнения общественности и на работу АФМ внес свой вклад в вопрос значительного ограничения деятельности на территории Республики финансовых пирамид.

Также, Общественный контроль, привел к тому, что на одном из первых своих заседаний, с приглашением депутатов Парламента, лидеров и представителей политических партий Общественный совет АФМ инициировал вопрос принятия закона о банкротстве физических лиц.

В протоколе данного заседания отражено, что Общественный совет руководствовался Анализом статистических данных, которые показывали, что несостоятельность граждан, влечет за собой ухудшение криминогенной ситуации по экономическим преступлениям по всей стране. Был отмечен рост фактов таких преступлении как – уклонение от уплаты налогов, создание устойчивых преступных групп, направленных на «обналичивание» денежных средств и других экономических и финансовых преступлении.

В результате, Общественный Совет АФМ РК с удовлетворением принял принятие данного Закона.

Кроме того, используя механизм выездных заседаний на местах Общественный совет АФМ РК, демонстрирует территориальным органам – ДЭР, наличие за их деятельностью - Общественного контроля, что явно способствуют поднятию дисциплины и чистоты в рядах сотрудников АФМ РК.

Хотелось бы перечислить основные меры Общественного Контроля реализуемые совместно с АФМ РК.

Общественный совет отмечает, что АФМ РК и ДЭР на местах все более широко внедряются и применяются инструменты Общественного Контроля:

  • Мониторинг и анализ рисков по созданию финансовых пирамид – на стадии первых признаков финансовой пирамиды, производится широкое освещение и доведение до сведения населения.
  • Большое внимание антикоррупционной культуре в собственных рядах – Общественный совет тесно работает в этом направлении совместно с Департаментом собственной безопасности. ДСБ АФМ регулярно докладывает Общественному совету по данному направлению работы.

Введен Общественный контроль:

  • на дарение Подарков в системе АФМ РК
  • на совместную работу родственников – запрещается находится в прямом подчинении,
  • Вводится Общественный контроль за соответствием расходов и доходов сотрудников.

Дополнительно, хочется вернуться к роли депутатского корпуса. Мы знаем, что это прежде всего представительная и законодательная власть. В тоже время, еще большую роль депутатский корпус мог бы взять на себя, через встречи с избирателями и разъяснение, принимаемых законов, особенно таких как закон «Об Общественном контроле».

Все необходимые полномочия для этого имеются.

Общественные советы, также могли бы полнее воспользоваться нормами законодательства, позволяющими привлекать депутатский корпус на заседания Общественных советов, для участия по отраслям деятельности центральных, местных, квазигосударственных органов власти, при которых действуют Общественные советы.

Однако, прослеживается тенденция, когда очень занятые основной работой депутаты Парламента, маслихатов на местах, становятся также и членами  Общественных советов. Считаю, учитывая законодательную возможность участвовать в заседаниях Общественных советов, это не однозначная и не эффективная практика.

В заключении, хочется отметить, что принятие и вступление в действие закона «Об Общественном контроле», станет еще одним шагом в провозглашенной Президентом К.К.Токаевым политики «Слышащего, справедливого государства».