Новости Казкенес
«Самрук-Энерго» и «Air Astana» рассказали о своей деятельности Общественному совету Фонда
В Алматы проведены выездные совещания Общественного совета «Самрук-Қазына». Диалоговые площадки с привлечением отраслевых экспертов, политиков, депутатов, представителей НПО, руководителей компаний, представителей СМИ были посвящены деятельности двух портфельных компаний АО ФНБ «Самрук-Қазына» – АО «Самрук-Энерго» и АО «Air Astana».
Строительство новой газовой электростанции в Алматы начнется летом 2023 года.
Как отметил в ходе совещания Председатель Правления АО«Самрук-Энерго» Серик Тютебаев, уже во втором квартале текущего года будет определен подрядчик на поставку оборудования, проектирование и строительство новой газовой станции на площадке Алматинской ТЭЦ-2.
По его словам, в ходе первого этапа открытого международного тендера поступило шесть заявок. Во второй итоговый этап прошли две из них. Победитель тендера определится во втором квартале. Начало строительно-монтажных работ запланировано на август 2023 года.
Перед заседанием члены Общественного совета посетили основные производственные площадки ТЭЦ-2 им. А. Жакутова, где ознакомились с текущим состоянием станции. По словам экспертов, в общем, запас прочности электростанций в Казахстане исчерпан и к 2029 году ожидается дефицит электрической мощности свыше 3 ГВт. Данный прогноз связан с ростом потребления энергии, который за последние пять лет увеличился на 9,4%. Новые мощности по производству электроэнергии запускаются, но с гораздо меньшей скоростью из-за недостатка финансирования и низких тарифов. Возрастающая нагрузка на действующие ТЭЦ, их износ приводит к частым авариям, таким как в Экибастузе, Рудном, Риддере, Темиртау.
Как отмечают в «Самрук-Энерго», данные проблемы решаются за счет модернизации действующих и строительства новых электростанций общей мощностью 4,1 ГВт. Подобные крупные проекты реализуются в Алматы и Экибастузе.
О проблемах отрасли и влияния на экономику говорят и эксперты - как отметил представитель «Казахстанской электроэнергетической ассоциации» Анатолий Шкарупа: «Казахстан находится в состоянии глубокого энергодефицита. Если не менять ситуацию, то энергетика будетпрямым тормозом развития экономики страны».
Наряду с этим, как отмечают представители энергетического холдинга, электростанции Казахстана работают в убыток из-за низких тарифов. Так, политика сдерживания тарифов ведет к убыткам производителей тепловой энергии.
«Например, у алматинской компании «АлЭС» за последние 5 лет он составил порядка 6 млрд тенге. Часто электростанциям нечем платить за уголь, из которого производят электричество. Общая задолженность энергопроизводящих организаций РК перед ТОО «Богатырь Комир» составляет порядка 6,4 млрд тенге. Кроме того, из-за внешнеполитической ситуации дополнительно выросли цены на оборудование. Например, труба для паровых котлов и трубопроводов за два года подорожала в 3,5 раза», - отметил глава «Самрук-Энерго» Серик Тютебаев.
При этом председатель Общественного совета Болат Жамишевобратил внимание участников, что любые затраты, которые будут привлекаться в энергетику должны контролироваться на всех этапах. Без обеспечения прозрачности любые изменения, в том числе повышение тарифов население будет восприниматься негативно – необходимо разъяснять потребителям, какие риски несет отрасль и из чего формируется тариф на услуги компаний.
«О проблемах теплоэнергетики, электроэнергетики нужно говорить. Тарифы должны быть справедливыми. Если вообще не ремонтируются сети – они когда-нибудь дадут сбой. И это нужно разъяснять и показывать. При этом финансирование не должно быть только за счет тарифов, нужны другие источники финансирования. И люди должны знать, как и что происходит. Только если потребители будут понимать какие расходы должны быть сделаны, можно говорить о повышении тарифа. Нужна государственная система контроля, которая бы обеспечила очень четкий контроль и повысила доверие всех потребителей к инвестициям. Сегодня мы прошли по этому громадному предприятию с большим наследием советского периода в виде устаревшего и изношенного оборудования, понятно, что такое предприятие без текущих инвестиций функционировать не может. Нужны колоссальные ресурсы», - подчеркнул Болат Жамишев.
Как было отмечено в ходе совещания, в глобальном плане недофинансирование энергетических объектов Казахстана ведет к деградации отрасли, из-за низких тарифов электроэнергетическая отрасль не получает необходимых ресурсов для обновления и расширения мощностей, а также удержания высокопрофессиональных кадров. Недофинансирование энергетических объектов в конечном итоге приводит к деградации отрасли и неспособности обеспечить потребности экономики в энергии.
Как отметили члены Общественного совета, «Самрук-Қазына» вынес работу энергетиков на обсуждение общества не случайно, очередной отопительный сезон завершен, однако летний сезон требует пересмотра работы и выбора эффективной тактики по подготовке к предстоящему отопительному сезону.
Крупнейший авиаперевозчик страны активно расширяет флот: компания ожидает поставку 7 самолетов до конца 2023 года и еще 13 до конца 2026 года.
Вторым заседанием, вызвавшим не меньший интерес со стороны общественности, стало совещание о деятельности крупнейшей авиакомпании страны «Эйр Астана».
Повестка заседаний формируется из вопросов, назревших в обществе. Так, в ходе заседания Общественного совета президент компании Питер Фостер рассказал, что за 2017-2022 год флот Air Astanaпополнился 11 самолетами европейского производства. До конца 2023 года «Эйр Астана» планирует получить еще 7 судов и ожидает поставку еще13-ти с 2024 по 2026, включая новые современные широкофюзеляжные ВС Boeing 787-9 Dreamliner.
Еще одной важной темой является задержка авиарейсов. По словам Питера Фостера, своевременность выполнения полетов группы Air Astanaисторически не снижалась с 81%, и лишь в 2022 году показатель составил 74.1% в связи со сбоями в отрасли по всему миру, восстановлением от кризиса COVID19, ограниченными ресурсами в аэропортах Казахстана и прочим обстоятельствам. Средняя пунктуальность полетов Группы AirAstana в 2022 году (74,14%) близка к показателю KLM и лучше многих других европейских авиакомпаний. Вместе с тем, для повышения пунктуальности выполнения полетов Air Astana приобрела ПО для оптимизации расписания и состава экипажей.
Эксперты привлекли внимание к качеству сервиса, маршрутной сети и выяснили, какие меры предпринимаются компанией по обучению и повышению квалификации персонала.
По заверению президента авиакомпании, обучению персонала и летного состава уделяется особое внимание: так, с 2008 года более 260 граждан Казахстана прошли обучение в передовых авиационных учебных центрах мира по программе Air Astana по подготовке пилотов. При этом объем инвестиции Air Astana в программу по подготовке пилотов Ab-initioпревышают 36,7 млн долларов США. Не менее важной является подготовка инженерного состава компании: существующая программа AirAstana по первоначальной подготовке инженеров – единственный тренинг центр по подготовке инженеров, сертифицированный EASA Part 147/145.
Кроме того, руководитель авиакомпании поделился ходом реализации и внедрения принципов ESG и вносимом вкладе в экологическое и социальное устойчивое развитие общества.
По итогам совещания председатель Общественного совета Б. Жамишев подчеркнул, что национальному авиаперевозчику необходимо быть более открытым в вопросах разъяснения своей тарифной политики, причин технических сбоев и отмены авиарейсов.
Оба мероприятия были проведены в открытом формате и вызвали большой интерес со стороны представителей СМИ и общественности.