Новости Казкенес
ИТОГИ МОНИТОРИНГА: качество питания в учреждениях образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по итогам МОНИТОРИНГА Общественного совета г.Риддер
«О качестве питания в дошкольных и школьных учреждениях г.Риддера»
за период с января по март 2024 года
Цель проверки:
Организация горячего питания учащихся, работа школьной столовой и санитарное состояние. Определение качества предоставления услуг питания для учащихся школ.
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан «Об общественных советах» и утвержденного плана работы Общественного совета города Риддера на 2024 год, принято решение за № 56/1-III от 12 января 2024 года о проведении мониторинга.
С 24 января по 5 марта 2024 года Общественным советом города Риддера проводился мониторинг по школам города.
На основании запроса Общественного совета от 10 января 2024 года была представлена информация руководителем ГУ «Отдел образования по городу Риддеру» Управления образования ВКО (Л.Микульская) о том, что в городе функционирует 16 общеобразовательных школ, где подробно даны разъяснения по школам, отражены проверки общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений. Дополнительная информация поступила от гороо 26 марта 2024 года.
По запросу Общественного совета в Риддерское городское управление санитарно-эпидемиологического контроля 31 января 2024 года получен ответ о том, что Риддерский СЭК и прокуратура проводит проверки в соответствии со своими планами и результаты будут предоставлены позднее в Общественный совет города Риддера.
На основании того, что СЭК и прокуратура проводят проверки, мониторинговой группой Общественного совета решено проверить выборочно только несколько общеобразовательных школ. За указанный период времени с января по март 2024г. Общественным советом города мониторингом были охвачены общеобразовательные школы: 2, 3, 5, 10, 14, Лицей.
В мониторинге приняли участие члены Общественного совета: Асем Агажаева, Наталья Бельская, Маргарита Габитова, Анна Сагадеева, председатель Общественного совета Сергей Ямщиков, секретарь Общественного совета Лилия Фролова, депутат городского маслихата Галина Гильдерман, блогер Ольга Шанталь.
Представители мониторинговой группы Общественного совета, руководствуясь нормативными правовыми актами, проконтролировали качество питания, организацию питания детей, общее санитарно-эпидемиологическое состояние столовой, соответствие дневного меню предполагаемому меню, ознакомились с нормативной документацией.
В обеденных залах школ имеются утвержденные меню, в которых указывается сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
Буфетная продукция реализуется в широком ассортименте путём свободной продажи в течение всего учебного дня почти во всех школьных столовых.
Запрещенные продукты в питании детей не употребляются.
Вместе с тем, не везде в меню, вывешенных на информационные стенды, указаны точные цены и вес изделий. А также не во всех школах висит меню на двух языках.
С учетом возраста учащихся в меню не всех школ соблюдены требования санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах.
Члены мониторинговой группы не увидели в меню разнообразие блюд, наличие и разнообразие овощных блюд, где должна учитываться калорийность по составу продуктов по рекомендуемым нормативам, стоимость блюд и их обоснованность.
ШКОЛА № 5 (проверка от 24.01.2024г.)
Замечания:
- сертификаты качества продукции частично просрочены;
- лабораторный анализ не предоставлен, мотивировано тем, что он сдан в прокуратуру;
- в меню расхождение по ценообразованию в отношении свободного оборота готовой продукции и продукции, изготовленной для питания начальной школы (кисель с витамином «С» для питания детей начальных классов за счет бюджета - 200 тенге, в свободной продаже 150 тенге);
- график уборки помещений на момент проверки не составлен и в зале не вывешен, имеется только график на декабрь 2023 года;
- график дезинфекции рабочего инвентаря, покрытий и помещения также не предоставлен;
- сроки годности и хранения продукции из демонстрируемой продукции был показан вскрытый творог, срок помещения его в морозильную камеру 08.01.2024 года, согласно маркировке продукции на момент проверки 24.01.2024г..
- жалобы учеников на холодную продукцию;
- салфетки, перец/соль установлены только на учительском столе;
- умывальник находится в коридоре всего один, на количество учеников 500 человек, мыло отсутствует, возле умывальника и в столовой имеются «санитайзеры», которые пустые;
- мытье посуды осуществляется в двух ваннах, вместо трех, не осуществляется замачивание воды, мойщица без перчаток;
- инвентарь для уборки помещения хранится в зале для приема пищи;
- на мебели, подоконниках и цветах слой пыли;
- в зале приготовления пищи хранятся верхняя одежда и обувь.
- зона выдачи готовой продукции в щелях много грязи;
- стулья грязные с толстым налетом жира;
- огнетушитель заставлен коробками.
Рекомендации:
1.Провести генеральную уборку в школьной столовой.
2.Установить дополнительно несколько умывальников.
3.Привести в порядок документацию, установить стенд с доступной информацией для посетителей столовой.
4. Подавать учащимся разогретую пищу;
5.Арендатору (Родякин И.С.) соблюдать санитарно-гигиенические нормы питания учащихся.
ШКОЛА № 10 (проверка от 24.01.2024г.)
Замечания:
- выявлены нарушения по сертификации, по нормам и документации;
- меню имеется, утвержденное на 2 недели. На день кормления меню не было. В меню не указана цена, расхождение в ценообразовании, в весе продуктов. Чай стоит по цене 110 тенге и 200 тенге. Дети на сумму в 650 тенге, выделяемую из бюджета получают суп (борщ или рассольник), чай и пирожок, цена на эти продукты вносилась работником кухни в момент проверки! В меню стоит суммы на 580 тенге, а должны кормить на 650 тенге. Вопрос: куда уходят сэкономленные средства? Если остаток 70 тенге х 200 учащихся = 14000 тенге в день экономия!?
- при взвешивании булочек и пиццы недовес составлял 10-20 грамм от одного продукта;
- графика уборки помещений в зале не было. График дезинфекции рабочего инвентаря, покрытий, а так же помещения не предоставлен.
- отсутствовали салфетки на столах, ведра для мусора и пищевых отходов;
-отсутствует контроль со стороны предпринимателя (ИП Родякин И.С.), руководства отдела образования и родительский контроль;
- присутствующий персонал от школы был негативно настроен и грубо разговаривал с представителями мониторинговой группы.
Поступали жалобы от родителей и учащихся школы № 10 на недокорм детей и были случаи отравления ребенка.
Рекомендации:
-
Указывать цены на продаваемую продукцию.
-
Установить соответствие веса, цены и качества и сроки готовности продуктов.
3. Привести в порядок документацию, установить стенд с доступной информацией для посетителей столовой.
4. Арендатору (Родякин И.С.) соблюдать санитарно-гигиенические нормы питания учащихся.
ШКОЛА № 2 (проверка от 01.02.2024г.)
Замечания:
- нет графика санитарной уборки помещений;
- меню согласованного с руководителем отдела образования;
- салфеток на столах;
- информации на стенде меню и цен на государственном языке;
- ведер для мусора и пищевых отходов;
- в продаже булочки и печеные изделия не накрыты и нет цены.
Рекомендации:
-
Указывать цены на продаваемую продукцию.
-
Установить соответствие веса, цены и качества и сроки готовности продуктов.
-
Привести в порядок документацию, установить стенд с доступной информацией для всех посетителей столовой на государственном и русском языках.
-
Оснастить столы салфетками, установить ведра для мусора и пищевых отходов.
-
Арендатору (Илюхина В.В.) соблюдать санитарно-гигиенические нормы питания учащихся.
ШКОЛА № 3(проверка от 01.02.2024г.)
Замечания:
- скудный ассортимент блюд в буфете;
- дети толпятся в очереди, не всех успевают обслужить;
- блюда для начального звена постоянно холодные и дети сказали, что пропадает аппетит, так как кушать остывшее не хотят;
- детьми так же были высказаны жалобы по ценам в столовой, карманных средств, выделяемых родителями, не всегда хватает на обед в столовой, а это примерно в среднем от 150-500 тенге.
Рекомендации:
-
Разнообразить ассортимент продаваемых блюд.
-
Установить приемлемые цены на блюда, чтобы дети могли заказать себе по доступной цене обед, указывать цены на продаваемую продукцию.
-
Установить соответствие веса, цены и качества и сроки готовности продуктов.
-
Подогревать продаваемые блюда.
-
Арендатору (Ботабаева Г.Н.) соблюдать санитарно-гигиенические нормы питания учащихся.
ШКОЛА № 14 (проверка от 12.02.2024г.)
Замечания:
- из замороженной продукции были выявлены не соответствия по датам годности на одном продукте (курица), остальная продукция соответствовала качеству и стандартам;
- материально-техническая база пищеблока требует вложений, несмотря на то, что арендатором проводится постоянный ремонт внутри пищеблока.
Рекомендации:
1. Требуется более тщательно следить за санитарным состоянием обеденного зала, спец. инвентаря.
2. Арендатору (Сутягин И.С.) соблюдать санитарно-гигиенические нормы питания учащихся.
ШКОЛА-Лицей (проверка от 05.03.2024г.)
Замечания:
- в меню не указана цена, расхождение в ценообразовании, в весе продуктов;
- график уборки помещений в зале на день проверки не заполнен;
- график дезинфекции рабочего инвентаря, покрытий, а так же помещения не предоставлен;
- присутствующий персонал от школы был негативно настроен и грубо разговаривал с представителями мониторинговой группы.
Рекомендации:
1.Указывать цены на продаваемую продукцию.
2.Установить соответствие веса, цены и качества и сроки готовности продуктов.
-
Привести в порядок документацию, установить стенд с доступной информацией для посетителей столовой.
-
Арендатору (Родякин И.С.) соблюдать санитарно-гигиенические нормы питания учащихся.
Рекомендации по устранению причин и условий, выявленных в ходе Общественного мониторинга:
Общественной комиссии, утвержденной приказом директора школы, в состав которой входят представители школы, родительской общественности, необходимо руководствуясь утвержденными «Правилами организации питания в школах, колледжах и детских садах» систематически проводить проверки в части контроля за:
- соответствием ежедневного меню (меню-раскладки) примерному меню по набору блюд, требованиям СанПиН по составу и выходу блюд, соответствием веса порций меню, вкусовым качествам предлагаемых блюд;
- отсутствием в дополнительном меню запрещенных к реализации детских организациях продуктов;
- соблюдением культуры обслуживания учащихся;
- санитарным состоянием обеденного зала и пищеблока;
- своевременностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и договором с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Общественная комиссия вправе организовать проверку за поступающими на пищеблок продуктами питания и наличием сопроводительных документов на поступающее сырье и продукты питания, подтверждающих их качество и безопасность, включая сроки реализации продуктов.
В случае выявления нарушений потребовать добровольного изъятия пищевых продуктов из оборота до устранения нарушений.
Общественная комиссия по контролю за организацией питания учащихся периодически (но не реже 1 раза в квартал) отчитывается о работе по осуществлению контроля и выполнению данных ей поручений на совещании при директоре школы.
Сведения по составу бракеражной комиссии, общественной комиссии, меню, график дежурства классов по столовой, время приема пищи, материалы по культуре питания, книга отзывов и предложений размещаются на информационном стенде и сайте школы.
При проведении совместных проверок предприятий общепита в школах представителям администрации и родительской общественности рекомендовать обратить внимание:
1.После звонка на перемену наблюдать в обеденном зале:
как дети входят в зал, как рассаживаются за столы, как ведут себя за столом, какова культура приема пищи, кто убирает посуду, как дети покидают обеденный зал, вид обслуживания: кто и когда накрывает на столы, кто сопровождает детей, и т.д.
2.Изучать меню и сравнивать его с фактическим набором блюд.
3.Снимать пробу блюд, предлагаемых детям, и давать оценку их вкусовых качеств.
4.Изучать недельное или 10-дневное меню и выяснять:
кто составляет меню, разнообразие блюд, наличие и разнообразие овощного меню, подсчитывать калорийность по составу продуктов и сравнивать с рекомендуемыми нормативами, стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность, где столовая закупает продукты питания и как они хранятся.
-
Интересоваться также:
организационно-правовой формой школьной столовой, кто готовит блюда: доготовочная или все блюда готовятся работниками пищеблока, есть ли санитарные книжки у работников пищеблока, наличием бракеражного журнала и его содержанием, наличием суточной пробы и ее хранением, кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки, всё ли оборудование пищеблока исправно, наличием спецодежды у работников пищеблока, когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены.
6. Как организовано руководство школьным питанием:
наличие графика работы столовой, есть ли льготное питание школьников и кто его получает, организация дежурства, как организовано обучение детей культуре питания, какая работа проводится с родителями о правильном питании школьников, роль школьной медсестры в вопросах организации школьного питания.
7. Проанализировать полученные факты и совместно с администрацией школы решить, что должны делать администрация, родители, работники пищеблока в деле улучшения питания детей, определить сроки исполнения.
В заключение проведённого мониторинга отмечаем, что 17 апреля 2024 года в Общественный совет города Риддер была представлена справка от руководителя Г.Мрзагарайевой РГУ «Риддерское городское управление санитарно-эпидемиологического контроля департамента санитарно-эпидемиологического контроля Восточно-Казахстанской области комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан, по результатам проверки школьных столовых, в рамках проверки прокуратуры г.Риддер, в период с ноября 2023 года по февраль 2024 года, где в каждом дошкольном и школьном учреждении выявлено масса нарушений!
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан «Об общественных советах», по результатам общественного мониторинга и на основании данного заключения, Общественный совет города Риддер РЕКОМЕНДУЕТ:
-
Руководителю ГУ «Отдел образования города Риддера» Микульской Л.Н.:
-
взять под строгий контроль питание всех детей в школьных и дошкольных учреждениях города. Срок – постоянно.
Особый контроль за расходованием средств, выделяемых из бюджета на горячее питание учащихся 1-4 классов на основании указания Президента Республики Казахстан и питание учащихся с 1 по 11 классы, обеспечивающихся одноразовым горячим питанием согласно стандарта государственной услуги;
-
обсудить вопрос о качестве питания детей в дошкольных и школьных учреждениях на совете директоров и принять соответствующие меры по выявленным нарушениям. Срок – постоянно.
2. Контроль за реализацией рекомендаций Общественного совета города Риддер возложить на заместителя акима города Риддер по направлению деятельности.
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Общественного совета по вопросам социально-культурного развития и общественным отношениям.
Председатель Общественного совета города Риддера |
|
С. Ямщиков |