Новости Казкенес

Комментарии уполномоченного органа по вопросам деятельности общественных советов на наиболее часто задаваемые вопросы по деятельности общественных советов


В настоящее время, как известно, сформированы новые составы общественных советов, особенно существенное обновление произошли в регионах. Какими НПА должны руководствоваться общественные советы в своей деятельности?

Общественные советы являются одним из общественных институтов, статус, полномочия, права, обязанности и порядок формирования которых регулированы специальным отраслевым Законом РК от 2 ноября 2015 года «Об общественных советах». Изменения и дополнения были внесены Законом РК от 3 января 2021 года.

Второе. Типовое положение об Общественном совете, утвержденный приказом Министра информации и общественного развития от 26.02.2021 года № 69.

Третье. Правила организации и проведения общественного контроля, утвержденные приказом Министра информации и общественного развития от 26.02.2021 года № 73.

На основании Типового положения, каждая рабочая группа разрабатывает Положение об Общественном совете, где могут предусмотреть вопросы, не предусмотренные вышеназванными законами и подзаконными НПА.

Вместе с тем, в процессе своей деятельности советы должны соблюдать нормы Конституции и иных НПА Республики Казахстан.

В процессе формирования новых составов общественных советов имело место различного толкования процедуры голосования среди членов рабочей группы при отборе кандидатов в состав Общественного совета.

Как этот вопрос урегулирован законодательством об общественных советах?

Да, действительно процедура по открытому голосованию по-разному применяется и порождает много вопросов. Законодательство об общественных советах предусматривает определение «открытое голосование», но не раскрывает описание самой процедуры, т.е.   с участием кандидатов или без их участия.

В целях обеспечения принципа самостоятельности, предусмотрена общая регламентация процедуры открытого голосования с учетом специфики сферы, региона, деятельности. По данному вопросу решение принимается членами рабочей группы в коллегиальном порядке, которая уполномочена проводить конкурсный отбор.

Вместе с тем, хочется отметить, что практика работы общественных советов на сегодняшний день показывает о необходимости конкретизации и более широкой регламентации процедуры голосования.

В этой связи, со стороны уполномоченного органа в дальнейшем будут предприняты меры по внесению изменений и дополнений в Типовое положение об Общественном совете по вопросам процедуры открытого голосования.

В соответствии с Законом РК «Об общественных советах», рабочие группы должны возглавлять представители гражданского общества. До принятия новых поправок, руководителями рабочих групп являлись представители государственных органов.

Однако в обществе нередко высказываются мнения, что в отдельных случаях рабочие группы возглавляются представителями подведомственных организаций госорганов и бюджетных учреждений.

Кто может возглавлять рабочую группу?

В соответствии с пунктом статьи 8 Закона «Об общественных советах», руководителями рабочих групп являются представители гражданского общества.

В свою очередь, Концепцией развития гражданского общества, утвержденной Указом Президента РК от 27.08.2020 года № 390 предусмотрено, что к институтам гражданского общества относятся - политические партии и движения, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения, бизнес-организации, средства массовой информации, а также общественные объединения и неправительственные организации.

Это означает, что руководителями рабочих групп должны быть представители указанных институтов гражданского общества.

Наделение представителей подведомственных организаций органов исполнительной власти, а также бюджетных организаций полномочием руководить рабочими группами под именем гражданского общества не соответствует нормам законодательства об общественных советах.

Такие факты должны немедленно искоренятся, в связи с чем уполномоченным органом были направлены в регионы рекомендации об устранении таких несоответствий, где такие случаи имели место.

Как формируется резервный список кандидатов в члены Общественного совета? Сколько человек должно быть в резервном списке? И каким образом осуществляется отбор из резервного списка при выбытии определенного члена Общественного совета?

Резервный список кандидатов в члены Общественного совета из числа представителей гражданского общества, не вошедших в состав Общественного совета, формируется решением Рабочей группы в целях последующего замещения выбывших членов Общественного совета.

Порядок зачисления кандидатов в члены Общественного совета в Резервный список определяется рабочей группой. Зачисление может осуществляться в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления в рабочую группу для избрания в члены Общественного совета, либо в алфавитном порядке, т.е. порядок определяется рабочей группой.

Рабочая группа может самостоятельно определять количество кандидатов  в Общественный совет в резервном списке.

После прекращения полномочий рабочей группы, дальнейшее ведение резервного списка и отбор кандидатов в членство Общественного совета из Резервного списка ведется Общественным советом самостоятельно.

Каждый кандидат, состоящий в резерве вправе по собственному желанию выйти из резервного списка на основании своего письменного заявления. При выбытии кандидата из резервного списка очередность продвигается в порядке, определяемом рабочей группой.  

Законом от 3 января 2021 года предусмотрено новое полномочие общественных советов, как обсуждение отчетов о результатах мониторинга реализации планов развития государственных предприятий, контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью.

Какие организации предусмотрены в данной норме?

Данная поправка внесена во исполнение пункта 43 Плана действий по реализации предвыборной программы Президента РК «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге», утвержденного Указом Президента РК от 19 июня 2019 года № 27, который предусматривает введение механизма подотчетности и подконтрольности обществу всех подведомственных организаций государственных органов с участием государства.

Здесь исключение составляют субъекты квазигосударственного сектора.

Таким образом, в соответствии с Законом «Об общественных советах» общественные советы наделены полномочиями по заслушиванию отчетов руководителей подведомственных организаций государственных органов.

Общественные советы на местном уровне наделены новым полномочием по заслушиванию информации руководителей правоохранительных органов.

Какие органы относятся к правоохранительным органам и как это осуществляется?

За какой период заслушиваются информации правоохранительных органов?

В соответствии со статьей 3 Закона РК от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе», к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, внутренних дел, антикоррупционная служба и служба экономических расследований, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательными актами РК.

В соответствии со статьей 11 Закона РК «О правовых актах», все нормативные правовые акты имеют прямое действие.

Соответственно, заслушивание информации руководителей правоохранительных органов осуществляется с момента введения в действие Закона от 3 января 2021 года.

Процедуру заслушивания информации можно проводить по аналогии с процедурой заслушивания отчета госоргана о результатах своей работы. Процедуру заслушивания можно регламентировать в Положении об Общественном совете.

В случае, если отчет руководителя территориального подразделения правоохранительного органа не принят Общественным советом, то Общественный совет вправе самостоятельно уведомлять вышестоящий государственный орган, в чьем ведении находятся территориальные подразделения правоохранительных органов с направлением рекомендации, подготовленные в рамках полномочий общественных советов.

Вместе с тем, общественные советы могут инициировать вопрос о повторном заслушивании руководителей правоохранительных органов в случае, если отчет руководителя территориального подразделения правоохранительного органа не принят Общественным советом.

Как избирается председатель Общественного совета и кто может быть председателем?

Кто принимает решение об избрании нового председателя в случае его выхода из состава Общественного совета?

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона «Об общественных советах», председатель Общественного совета избирается из числа его членов – известных общественных деятелей, не состоящих на государственной службе.

Данная норма означает, что председателем могут быть избраны представители гражданского общества.

Выход председателя Общественного совета из его состава осуществляется на основании его письменного заявления. Заявление рассматривается членами Общественного совета в коллегиальном порядке.

На время своего отсутствия председатель делегирует исполнение обязанностей председателя одному из членов президиума Общественного совета.

Вместо выбывшего председателя отбор нового члена осуществляется путем отбора кандидата из резервного списка.

В случаях отказа кандидата из резервного списка и отсутствия других кандидатов в резервном списке, Общественный совет принимает решение о проведении дополнительного конкурса.

Таким образом, до избрания нового члена вместо выбывшего председателя в качестве члена Общественного совета, обязанности председателя осуществляет уполномоченное председателем член президиума.

Итоги мониторинга показали, что в ряде регионов, при отсутствии председателя в связи с выходом его из состава Общественного состава, некоторые члены Общественного совета без согласования с остальными членами исполняют полномочия председателя по собственной инициативе, что является недопустимым и неприемлемым.

В Законе «Об общественных советах» есть норма о том, что одно и то же лицо может быть избрано членом Общественного совета не более двух раз подряд.

В настоящее время сформирован третий состав общественных советов.

Каким образом эта норма должна реализоваться на практике?

Данное нововведение было внесено Законом РК от 3 января 2021 года 406-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности общественных советов».

При применении данной нормы в практике применения необходимо взять в руководство положения Гражданского кодекса РК и Закона РК «О правовых актах».

Так, согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РК, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяют к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В свою очередь, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 43 Закона РК «О правовых актах», действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.

Вместе с тем, законы, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Таким образом, исчисление срока нахождения в качестве члена Общественного совета осуществляется с момента введения данного Закона.

Министерство информации и общественного развития является уполномоченным органом по вопросам деятельности общественных советов.

Какие полномочия имеет уполномоченный орган и какое воздействие оно оказывает на общественные советы?

Законом РК от 3 января 2021 года Министерство определено в качестве уполномоченного органа по вопросам деятельности общественных советов.

Основными полномочиями являются: реализация государственной политики по вопросам деятельности общественных советов, осуществление координации и методическое сопровождение деятельности общественных советов.

Вместе с тем, уполномоченный орган готовит и вносит Главе государства Национальный доклад о деятельности общественных советов, вырабатывает рекомендации по формированию состава общественных советов, а также по количественному составу на местном уровне.

Здесь необходимо отметить, что уполномоченный орган не имеет полномочий вмешиваться в процессы конкурсного отбора и формирования как рабочих групп, так и составов общественных советов, а также во внутреннюю деятельность общественных советов.

Со своей стороны, уполномоченный орган осуществляет мониторинг количественного и качественного состава советов, их деятельности, в том числе по обеспечению публичности.

По итогам мониторинга в государственные органы и субъекты квазигоссектора, с участием которых были созданы общественные советы, направляются рекомендации по исключению нарушений норм законодательства и повышению эффективности их работы.

Общественные советы по своей сути являются общественной организацией, которые не имеют источники финансирования и членство в их рядах имеет безвозмездный, общественный характер.

Что означает определение «организационное обеспечение», введенный новыми поправками?

Организационное обеспечение является новой нормой, внесенной по предложениям самих общественных советов.

Необходимо отметить, что члены общественных советов осуществляют свои обязанности на общественных началах.

Организационное обеспечение деятельности Общественного совета на республиканском уровне осуществляется соответствующим государственным органом, субъектом квазигоссектора, с участием которого образован Общественный совет.

На местном уровне организационное обеспечение осуществляется маслихатом соответствующей административно-территориальной единицы.

В определение «Организационное обеспечение общественных советов» входят приобретение канцелярских товаров, оплата заработной платы секретаря Общественного совета (взносы работодателей по секретарю), оплата экспертов, привлекаемых к проведению форм общественного контроля, подготовка удостоверений для членов общественных советов.

При необходимости на местном уровне осуществляется оплата командировочных расходов для членов общественных советов при проведении выездных заседаний общественных советов.

Организационное обеспечение требует дополнительных средств из государственного бюджета, тем самым предполагаемые расходы одобрены решением Республиканской бюджетной комиссии от 12 февраля 2019 года за № 2, где предусмотрены направления для финансирования.

Каким образом осуществляется организационное обеспечение и на какой период оно рассчитано?

На республиканском уровне организационное обеспечение осуществляется из республиканского бюджета, на местном уровне – из местного бюджета. Центральные государственные органы и маслихаты являются администраторами бюджетных программ, поэтому финансирование непосредственно осуществляются через них.

Для этого, уполномоченным органом были направлены письма в госорганы и регионы с напоминанием о принятии предварительных мер по планированию бюджета в соответствии с предполагаемыми расходами.

Предполагаемые расходы на организационное обеспечение осуществляются в рамках имеющихся текущих расходов каждого государственного органа или маслихата без введения отдельной бюджетной специфики.

Срок полномочий общественных советов составляют три года, соответственно финансирование должно запланировано на срок полномочий общественных советов.

Одним из важнейших вопросов в деятельности общественных советов является вопрос оплаты труда секретаря Общественного совета. Как оно осуществляется?

Секретарь Общественного совета является техническим работником, который привлекается на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Секретарь не входит в состав Общественного совета и не является членом Общественного совета.

При решении вопроса секретаря, общественные советы руководствуются приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 30 декабря 2020 года № 553 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», где введена должность «Секретарь Общественного совета» с установлением должностных обязанностей и требований к квалификации.

Оплата труда секретаря производится в соответствии с категорией «Д», установленной постановлением Правительства РК от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

Ввиду небольшого размера оплаты труда и учитывая сложности при подборе необходимого кандидата на данную должность, уполномоченным органом было направлено в Министерство труда и социальной защиты населения предложение-запрос о повышении функциональной категории чем категория «Д» и соответственно о повышении оплаты труда.

В своем ответе Министерство труда сообщило, что государственный орган, с участием которого образован Общественный совет, самостоятельно регулирует деятельность сотрудников учреждения с учетом уровня сложности работ по квалификационно-должностным категориям, ответственности, в пределах установленного фонда оплаты труда по согласованию с министерствами национальной экономики и финансов РК, применяет соответствующие стимулирующие инструменты (доплаты, надбавки, премирование, материальная помощь).

Каким образом будет осуществляться привлечение экспертов и оплата их труда?

При проведении форм общественного контроляв зависимости от изучаемых и поднимаемых вопросов, общественные советы могут привлекать внешних экспертов.

Эксперты соответствующей отрасли или соответствующей квалификации могут привлекаться как на общественных началах, так и на возмездной основе путем заключения договора оказания услуг в соответствии с законодательством РК без проведения процедур закупок.

Решение о необходимости привлечения или не привлечения внешних экспертов, а также касательно выбора метода привлечения в случае принятия решения о привлечении экспертов принимает соответствующий Общественный совет самостоятельно.

С учетом принципа самостоятельности, при привлечении внешних экспертов общественные советы самостоятельно могут устанавливать определенные требования или критерий к привлекаемым экспертам.

Членам общественных советов выдаются удостоверения, для этого даже предусмотрены бюджетные средства. Насколько это было необходимо и как оно будет осуществляться?

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона «Об общественных советах», члены общественных советов имеют право получать документ, удостоверяющий статус члена Общественного совета. Данное нововведение было внесено по предложениям членов общественных советов.

Удостоверение члена Общественного совета является документом, подтверждающим его принадлежность к Общественному совету, свидетельствующим его нахождение в качестве члена Общественного совета при выполнении установленных полномочий.

Общественные советы самостоятельно определяют образец   и описание удостоверений для членов Общественного совета. Описание и образец удостоверения утверждается на заседании Общественного совета.

Удостоверение выдается сроком на три года. На республиканском уровне удостоверение подписывается руководителем центрального государственного органа или руководителем исполнительного органа субъекта квазигоссектора.        

На местном уровне удостоверение подписывается секретарем маслихата.

При прекращении полномочий, член Общественного совета сдает удостоверение секретарю Общественного совета.

Какие решения принимают общественные советы и как они принимаются?

Решениями общественных советов являются рекомендации, которые имеют обязательный характер для рассмотрения государственными органами и субъектами квазигоссектора.

После получения рекомендации общественных советов госорганы и субъекты квазигоссектора принимают предусмотренные законодательством Республики Казахстан решения и дают мотивированные ответы.

По своему правовому статусу общественные советы являются консультативно-совещательными органами, поэтому все решения принимаются в коллегиальном порядке с учетом мнения каждого члена.

Немаловажным вопросом в процессе формирования общественных советов на местном уровне является вопрос утверждения состава Общественного совета на сессии маслихата.

Различный подход маслихатов, а также инициирование отдельных депутатов утверждения состава Общественного совета отдельно по кандидатурам вызывает недовольство и сомнения граждан в регионах.

Каким образом осуществляется утверждение маслихатом состава Общественного совета?

Законодательство об общественных советах не предусматривает прямых норм по процедуре, либо по форме голосования при утверждении маслихатом состава Общественного совета, т.е. не конкретизирован сам процесс голосования.

Вместе с тем, законодательно не определено как будет проходить само голосование среди депутатов отдельно по кандидатам, либо по представленному списку.

Вследствие этого, в ряде регионов участились факты недовольства со стороны населения, что привело к социальным резонансным случаям.

Практика применения вышеназванных норм Закона показывает, что на местах применение этих норм осуществляется маслихатами самостоятельно ввиду отсутствия законодательно закрепленной процедуры голосования.

Исходя из практики, в частности, в регионах маслихатом утверждается состав Общественного совета, который сформирован членами рабочей группы, при этом состав рабочей группы утверждается решением маслихата, тем самым маслихат наделяет рабочую группу полномочием по избранию членов Общественного совета.

В этой связи, учитывая различное применение норм пункта 8 статьи 9 Закона, со своей стороны уполномоченным органом будут предприняты меры по внесению соответствующих изменений в законодательство об общественных советах, в частности в Типовое положение об Общественном совете по процедуре утверждения состава Общественного совета.